АКАДЕМИЯ
НАУК В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ
На предшествующих заседаниях речь шла главным образом об истории отдельных наук в нашей стране, об отдельных выдающихся и великих ученых. Я подойду к истории науки с несколько иной стороны. Я буду говорить об истории научного учреждения, очень крупного учреждения — нашей Академии наук. В истории науки большого внимания заслуживает эволюция ее организационных форм, всегда оказывавших глубокое влияние на содержание науки и по существу тесно связанных с этим содержанием. В изменениях этих форм с особенной отчетливостью сказываются общие социальные и экономические условия эпохи.
Организационные формы развития русской науки во многом отходили от традиций Западной Европы. Причину этого надо искать в особенностях истории нашей Родины.
Исторические и археологические изыскания, главным образом последних десятилетий, с несомненностью устанавливают, что в средние века наука на Руси находилась примерно в том же состоянии и на том же уровне, как и в других европейских странах. Рост науки и техники в нашей стране был, однако, губительно и на долгое время нарушен татаро-монгольским нашествием и длительным тормозящим влиянием церковной византийской косности и консерватизма. Организованная светская наука на Руси стала постепенно формироваться только в конце XVII в. Феодально-крепостническая Русь этого времени и в экономическом и в культурном отношении сильно отставала от прочей Европы, уже продвигавшейся к капиталистической фазе своей истории и частично в нее вступавшей. В итоге в эпоху Петра перед Русским государством неотложно встала задача решительного увеличения промышленности, торговли и военной силы. Для всего этого требовалась большая и срочная помощь техники и науки. Петр I упорно искал путей наиболее действенного и быстрого способа распространения науки в России. После многих попыток в качестве такого способа было принято создание русской Академии.
По собственному опыту и через таких консультантов, как Лейбниц и Вольф, Петр I хорошо был осведомлен о статутах в работе иностранных академий. В большинстве случаев это были добровольные ученые общества, до некоторой степени привилегированные, т. е. поддерживаемые правительствами. Члены этих обществ собирались для обсуждения своих и чужих научных исследований, издавали научные труды и журналы и лишь в очень скромных размерах располагали иногда возможностями экспериментальной работы в виде кабинетов и обсерваторий. Материальная основа таких академий ограничивалась только небольшими библиотеками. Таковы были довольно многочисленные и самые старые итальянские академии, вроде римской Академии деи Линчеи, Парижская Академия наук, Лондонское Королевское общество. Научная деятельность членов этих академий была всегда их личным, частным делом; работа экспериментальная и теоретическая осуществлялась в домашней обстановке и на собственные средства. Домашние лаборатории существовали у Леонардо да Винчи, Галилея, Торичелли, Ньютона, Лавуазье. Кембриджская лаборатория Ньютона, в которой он произвел свои знаменитые оптические исследования, располагалась в его личной комнате. Точно так же на собственные средства содержал он химическую лабораторию.
Таким образом, академии Западной Европы почти никогда не были источниками научного исследования; они были местом, в котором лишь подводились итоги научной работы, выполнявшейся в других местах,— в университетах, частных кабинетах, лабораториях, анатомических театрах. Академии были не созидательницами, а только рупорами нового великого естествознания Галилея, Декарта и Ньютона.
Петербургская Академия, по намерениям Петра I, в корне должна была отличаться от своих западноевропейских предшественниц. Она не могла, быть местом для подведения итогов научной работы, производимой в других местах вне ее. Русская Академия в силу исторических обстоятельств сама должна была сделаться источником, при том почти единственным и главным источником науки в России.
Вопросу о создании Петербургской Академии Петр придавал очень большое значение. 20 января 1724 г. он рассмотрел проект положения об Академии, составленный по его указаниям будущим первым президентом Академии, лейб-медиком Лаврентием Лаврентьевичем Блюментростом. При этом Петр сделал в проекте многочисленные поправки и дополнения своей рукой. Через два дня после этого Сенат обсуждал проект положения. О важности нового правительственного начинания можно судить и по тому, что на заседании Сената присутствовали наиболее ответственные государственные лица — канцлер Головин, князь Меншиков и другие, и заседание продолжалось четыре часа. 28 января был обнародован указ об учреждении Академии наук.
Для истории Академии наук и всей нашей отечественной науки очень большое значение имеет указанный проект положения об Академии, лично просмотренный Петром. Из «Положения» с полной ясностью видно, что создавалось не добровольное ученое общество, а центральное государственное научное учреждение, которому правительство, во главе с царем, придавало первостепенное значение. Решительное отличие русской Академии от западных образцов отчетливо выражено в самом «Положении». «Понеже ныне в России здание к возвращению художеств и наук учинено быть имеет,— читаем мы в «Положении»,— того ради невозможно, чтобы здесь следовать в прочих государствах принятому образу; надлежит смотреть на состояние здешнего государства, как в рассуждении обучающих, так и обучающихся, и такое здание учинить, через которое бы не токмо слава сего государства для размножения наук нынешнем временем распространилась, но и через обучение и расположение оных польза в народе впредь была». В «Положении» настойчиво подчеркивается различие между университетами, в которых «собрание ученых людей ...молодых людей обучает», и академиями, в которых собранные в них ученые «не токмо науки в своем роде, в том градусе, в котором оные ныне обретаются, знают, но и через новые инвенты оные совершить и умножить тщатся, а об учении прочих никакого попечения не имеют».
«При заведении простой Академии наук, — рассуждают авторы «Положения», — обои намерения не исполнятся, ибо хотя чрез оную художествы и науки в своем состоянии производятся и распространяются, однакожде оные не скоро в народе расплодятся; а при заведении университета — и менее того: ибо когда рассудишь, что еще прямых школ, гимназиев и семинариев нет, в которых бы младые люди началам обучаться и потом выше градусы наук восприять и угодными себя учинить могли, то невозможно, дабы при таком состоянии университет некоторую пользу учинить мог».
После такой характеристики состояния науки в стране в «Положении» следует вывод, с полной определенностью очерчивающий характер будущей (русской Академии: «И тако потребнее всего, чтобы здесь такое собрание заведено было, еже бы из самолучших ученых людей состояло, которые довольны суть:
1) науки производить и совершить, однакожде тако, чтобы они тем наукам
2) младых людей (ежели которые из оных угодны будут) публично обучали, и чтобы они
3) некоторых людей при себе обучали, которые бы младших людей первым рудиментом (основательства) всех науки паки обучать могли».
Следовательно, задуманная Петром Академия должна была соединять в себе, если пользоваться современными понятиями и терминами, функции научно-исследовательского учреждения, высшей школы, а также задачи подготовки аспирантов. На академиков «Положение» возлагает и другие государственные обязанности консультационного характера: «Ежели е. и. в. потребует, чтобы академикус из своей науки некоторое дело сыскивал, то повинен он тое со всем прилежанием чинить и о том в надлежащее время отповедь дать (ибо суть многие дела, которые вельми малы быть кажутся, однако ж долговременное разыскание требуют)».
В материалах, не вошедших в «Положение», но одновременно составленных Блюментростом, ясно указывается также на необходимость популяризации научных знаний со стороны академиков: «Понеже намерение при сем здании такое, чтобы не токмо художества и науки размножились, но и чтобы народ от того пользу имел, того ради требуется, чтобы каждый академикус обязан был систему из своей науки на латинском языке писать и ежедневно один час свою науку публично учить». Конечно, можно выразить сомнение в действенности такой популяризации науки по-латыни. Однако следует иметь в виду, что в первые десятилетия деятельности Академии все латинские речи академиков неуклонно переводились и издавались на русском языке.
«Положение» предусматривало, наконец, необходимость материальной основы для работы Академии: «А чтоб академики в потребных способах недостатку не имели, то надлежит, дабы библиотека и натуральных вещей камора Академии открыта была».
Петр немного не дожил до открытия Академии. Академия начала свою работу после его смерти, но основы «Положения», утвержденного Петром, в главных чертах были осуществлены. Действительно, Петербургская Академия XVIII в. стала совсем не тем, чем были иностранные академии. Она сделалась основным истоком новой русской науки. Почти все, что было достигнуто в области науки в России в XVIII в., непосредственно или косвенно исходило из Петербургской Академии. В истории мировой культуры нельзя указать другой пример столь же быстрого и эффективного выращивания науки, как это было в России в первой половине XVIII в. через посредство Петербургской Академии. Способ распространения науки, избранный Петром, оказался правильным,
В отличие от своих иностранных прообразов. Академия стала важным государственным, а не добровольным общественным органом. Не в пример иностранным академиям, русская Академия в первое же десятилетие своего существования обладала превосходными для своего времени вспомогательными учреждениями, большим физическим кабинетом с несколькими сотнями приборов, химической лабораторией, астрономической обсерваторией, анатомическим театром, хорошей типографией и граверной «палатой», механическими и оптическими мастерскими, библиотекой.
В результате Петербургская Академия наук вскоре после своего основания стала поприщем для деятельности замечательных ученых, исконных русских людей — Ломоносова, Крашенинникова, Тредьяковского. Можно с несомненностью утверждать, что гений Ломоносова мог развернуться в полной мере потому, что вместе с ним выросла русская Академия, послужившая для него необходимой родной почвой.
В Петербургской Академии с первых лет ее деятельности появилось много иностранцев, среди которых были и явные бездельники, и самозванцы, и авантюристы. Приглашая в русскую Академию в большом числе иностранцев, приносивших нередко вместе с наукой высокомерие и презрение к чужой стране, Петр волей-неволей посеял в Академии начала внутренней борьбы, мешавшей работе Академии почти в течение полутораста лет, а также то преклонение перед иностранцами, со следами которого наша передовая общественность воюет и теперь. Но вместе с тем Академия сумела с большой пользой для родной страны привлечь и таких ученых, как Л. Эйлер, для которых Россия стала второй родиной и которые дали ей очень много.
В первые десятилетия при Академии наук состоял ее собственный университет; инициативе академика Ломоносова обязан своим возникновением Московский университет. Несомненно участие Академии наук в организации Казанского университета, попечителем которого долгое время состоял академик Румовский, ученик Ломоносова и Эйлера. Академия с первых же лет своего существования стала реальной помощницей государства в вопросах техники, в изучении страны, ее географии, населения, естественных богатств. Такие академики, как Эйлер и Бернулли, давали заключения по поводу механических изобретений, проектов вечных двигателей, по вопросу о подъеме знаменитого московского кремлевского колокола и т. п. Академия принимала участие в дальних экспедициях, с успехом начала изучать историю русского народа и составлять русскую грамматику. Петербургские академики с большой энергией и добросовестностью, в соответствии с «Положением», занялись гимназическим и университетским обучением молодежи и читали публичные лекции, иногда с демонстрациями. Большой заслугой Академии наук в XVIII в. была ее издательская деятельность. Во второй половине XVIII в. Академия опубликовала 174 книги периодических изданий, 46 книг оригинальных и переводных по русской истории, 19 книг по русской географии и этнографии, в том числе фундаментальные сочинения Крашенинникова, Палласа, Лепехина, Озерецковского, Миллера и других. Громадное значение для русского народа имели изданные Академией наук переводы классиков. Было издано 42 тома переводов Гомера, Эзопа, Геродота, Плутарха, Витрувия и т. д., переводились философские книги Фонтенеля, Монтеня я других. Почти вся научно-популярная литература в XVIII в. выходила из Академии наук.
Наряду с указанными большими заслугами Петербургской Академии были очевидны ее многочисленные недостатки. Основной недостаток был количественный; страна нуждалась в значительно более широком объеме всех разделов работы Академии. Академия не успевала подготавливать ученых и просто образованных людей в достаточном числе. Попрежнему приходилось часто обращаться к помощи иностранцев. Как уже говорилось, многие из таких иностранцев относились к русской Академии, как к месту выгодного и легкого заработка, и приносили больше вреда, чем пользы, отечественной науке, смотря свысока на народ, оказавший им гостеприимство. Царское правительство, особенно во второй половине XVIII в., оказывало Академии слишком малую помощь и начинало рассматривать ее как некоторый придворный декорум. Наряду с выдающимися людьми в Академию, по соображениям; часто имевшим мало общего с наукой, попадали бездарные люди, присутствие которых только снижало авторитет Академии.
Эти отрицательные стороны истории Петербургской Академии в XVIII в. не могут, однако, перевесить ее несомненного и громадного положительного значения для развития науки в нашей стране. К началу XIX в. в значительной мере в результате деятельности Академии и ее глубокого культурного влияния в России появились хорошие высшие школы, университеты в Москве, Харькове, Казани, Петербурге, Военно-хирургическая академия, большие и деятельные научные общества, такие, как Вольное экономическое общество, Общество испытателей природы в Москве и др. По книгам, издававшимся Академией наук, училась вся старая Россия, они иногда проникали до самых ее глубин, до медвежьих углов глухой провинции.
Географические, исторические, естественно-научные работы Академии впервые раскрыли стране ее собственный подлинный облик.
В Петербурге по-новому и с большим успехом разрабатывались важнейшие проблемы науки того времени. Было положено прочное и конкретное начало атомистической теории строения вещества. Развивалось учение о теплоте, о капиллярных явлениях. В Петербурге впервые в истории науки была заморожена ртуть. Ломоносов первый открыл и доказал на опыте закон сохранения вещества при химических превращениях. Он и его ученики начали развивать физическую химию как особую науку. Русская академическая наука шла в первых рядах в области учения об электричестве и магнетизме, в частности об атмосферном электричестве. Широко и оригинально развернулось строительство новых оптических приборов. Ломоносовым было открыто существование атмосферы у планеты Венеры. Из трудов русских академиков Россия и весь мир впервые узнали о богатейшей флоре и фауне нашей родины, об ее географии и этнографии. В первый век своего существования русская Академия сделала громадный шаг в деле изучения истории России. Русский язык стал предметом глубоких филологических изысканий Ломоносова, Тредьяковского и других ученых и поэтов.
В XVIII в. и в начале XIX в. русская Академия была вообще синонимом русской науки.
Однако уже в первой четверти XIX в. роль Академии начинает снижаться и ее функции во многом постепенно переходят к другим научным и учебным учреждениям. По регламенту Академии 1803 г. она определялась как «первое ученое общество в империи», задачей которого было «расширять пределы знаний человеческих, усовершенствовать науки, обогащать их новыми открытиями, распространять просвещение». В новом регламенте подчеркивалось государственное значение Академии и выставлялось требование «непосредственно обращать труды свои в пользу России, распространяя познания естественных произведений империи, изыскивая средства к умножению таких, кои составляют предмет народной промышленности и торговли, к усовершенствованию фабрик, мануфактур, ремесел и художеств, сих источников богатства и силы государства».
Но по самому существу своему Петербургская Академия, развиваясь и выполняя поставленные «положениями» и «регламентами» задачи, должна была утратить и действительно все больше и больше теряла свое монопольное положение в государстве. В стране, в результате научной и популяризаторской деятельности Академии, в итоге подготовки ею научных кадров возникали новые научные центры, университеты, ученые общества, специальные высшие школы. Московское общество испытателей природы, основанное в 1805 г., начинало до известной степени противопоставлять себя Петербургской Академии и пыталось играть роль Московской Академии. Университеты Московский, Казанский, Харьковский, Дерптский становились самостоятельными и важными источниками науки. Академия по естественному и вполне правильному ходу вещей начинала черпать свои силы из этих университетов, а в отдельных случаях приходила с ними в столкновение. Достаточно напомнить ошибочные нападки академика Остроградского на Лобачевского.
Постепенно теряя свое монопольное положение, Академия наук как научное учреждение не снижала, однако, своего высокого уровня. В ее составе от поколения к поколению сменялись такие выдающиеся ученые, как химики Севергин и Захаров, физики Петров, Ленц, Якоби, математики Остроградский, Буняковский, Чебышев, биологи Бэр и Ковалевский, многие выдающиеся историки, филологи, востоковеды.
Академия продолжала укреплять свою материальную научную основу. С 1839 г. она обогатилась Пулковской обсерваторией, получившей мировую известность. Широко выросли ее специальные музеи — Зоологический, Ботанический, Минералогический. Богатство академических музеев использовалось академиками не только для научных занятий, но и для популяризации науки. В первые годы XIX в. на необходимости популярных лекций особенно настаивали такие академики, как Гурьев, Захаров, Озерецковский и другие, сами читавшие лекции по зоологии, ботанике, минералогии, физике и химии. Лекции по физике сопровождались опытами, по минералогии и ботанике — демонстрацией образцов. Однако с развитием деятельности Учебного педагогического института в Петербурге, преобразованного позднее в Петербургский университет, эти популярные лекции академиков постепенно утратили свое значение.
Центр тяжести русской науки явно начал перемещаться. Академия в отдельных случаях, как уже указывалось, входила в столкновение и противоречие с другими научными учреждениями. В результате стала все яснее проявляться кастовая замкнутость привилегированной Петербургской Академии. Такое положение вещей в Академии отражало большой социальный процесс, происходивший в России и состоявший в усилении капитала и обострении отношений между дворянством, терявшим свои преимущества, и буржуазией. Вместе с тем росло антикрепостническое, революционное движение, захватывавшее передовую интеллигенцию, часть университетской профессуры и студенчество. Академия до последних десятилетий XIX в. стояла в основном на дворянских правительственных позициях. Эта замкнутость и противопоставление Академии остальной русской науке особенно усугублялись наличием многочисленных иностранцев в составе русской Академии. Если в XVIII в. приглашение большого числа иностранцев в Академию отчасти было оправданным, то в XIX в. оно было только «линией наименьшего сопротивления» и объяснялось инерцией и специальной поддержкой этого направления со стороны царского правительства, опасавшегося «потрясения основ» со стороны русской части Академии.
В третьей четверти XIX в., в знаменитые 60 и 70-е годы, вопрос о засилье иностранцев в Академии привлек широкое общественное внимание. Остановлюсь несколько подробнее на мало известной безымянной статье в газете «Русский мир» за 1861 г. — «Несколько слов о Санкт-Петербургской Академии наук», чрезвычайно характерной в этом отношении. «Неужели, — читаем мы в этой статье, — у нас в России и в самом деле уж такое безлюдье, что когда делается вакантным кресло академика, то, за неимением своих профессоров и ученых, нам непременно предстоит необходимость выписывать из-за границы хоть несовершеннолетних, но зато иноземных ученых. Это доходит иногда до смешного. Так, в начале 40-х годов, по смерти академика Круга, открылась кафедра русской истории. В это время уже много русских ученых разрабатывали этот предмет, о котором иностранцы, по весьма естественной причине — по незнанию русского языка, не могут иметь даже посредственных сведений. Что же? Выбрали кого-нибудь из русских ученых, из русских профессоров истории? Нет, выбрали иностранца — к а н д и д а т а, только кандидата университета, который, впрочем, обещался выучиться по-русски и затем изучить русскую историю[1]. Во время оно покойный Фусс был сделан непременным секретарем единственно на том основании, что он — родной внук великого Эйлера. Только во 2-е отделение Академии, в отделение русского языка и словесности, положительно никогда не выписывают иностранцев...»
«Неужели, повторяем,— читаем мы дальше в статье «Русского мира»,— у нас нет людей, которые могли бы с честью быть представителями в русской Академии научного прогресса, например в области естествознания и особенно в области физиологии? Как не быть! Есть даже и такие, которые два года тому назад удостоены Парижской Академией наук первой монтионовской премии за исследование нервной системы[2]. Сочинение «О внутреннем строении большого и спинного мозга у человека и позвоночных животных» раскрыло истинное устройство нервной системы и определило составные ее элементы и физиологическое значение каждого. Замечательным, одним из первых физиологов нашего времени признали автора этого сочинения: покойный Гумбольдт, Иоганнес Мюллер, Вирхов, Рейхерт; сочинения его увенчали монтионовской премией Флуран, Милль, Эдварс, Райз, Серр, Клод Бернар. На отзыв таких людей, кажется, можно положиться. Мы отнюдь не хотим уменьшать и важных заслуг петербургских нерусских академиков... Но почему же, забывая о нашем соотечественнике, приобретшем почетную известность в ученом мире, обращались с предложением академического кресла к несовершеннолетнему гамбургскому доктору?»
Автор цитируемой статьи в «Русском мире» со знанием дела противопоставляет широкую издательскую деятельность русской Академии XVIII в., направленную на интересы просвещения русского общества, издательской деятельности Академии в середине XIX в., когда Академия почти ограничивалась изданием узко специальных мемуаров и бюллетеней, преимущественно на французском и немецком языках.
«Господа ученые академики,
оставаясь на своей родине и не принимая на себя труда отправляться на житье в
хладную варварскую землю des cosaques, могли бы также прекрасно у себя дома
написать все, что написали и пишут они во всех этих Bulletins, Melanges, Beiträge.
Наука не потеряла бы ничего, если бы они не воспользовались гостеприимством и
щедротами России, которой, опять-таки повторяем, нужны не ученые немцы, а
просвещение, распространять которое взялись они, выписанные из-за границы
академики».
«Говорят, что академические
сочинения печатаются на иностранных языках потому, что иностранные ученые не
знают по-русски. Скорее потому, что члены отечественной нашей Академии не
знают по-русски. Если бы Петербургская Академия наук существовала для Германии
и Франции, то, пожалуй, еще можно было бы согласиться на то, чтобы издавались
Bulletins, Melanges, Beiträge, но ведь она учреждена для распространения
просвещения в России. Во Франции академии издают свои труды по-французски, в
Англии по-английски, в Германии по-немецки, в Италии по-итальянски, в Голландии
по-голландски, в Швеции по-шведски, в Дании по-датски, а в России на всех
возможных языках, кроме русского. Что же это такое? Уже не в Праге ли мы, не в
Пеште ли, где австрийцы не дают ходу отечественному языку и заставляют писать
непременно по-немецки? Да и там теперь этого уже не делают».
«Напрасно опасаются господа
академики, что сочинений их, написанных по-русски, не узнают заграничные
ученые. Теперь не только такие важные сочинения, как труды академиков, но даже
летучие журнальные статейки, писанные по-русски, непременно немедленно
переводятся за границей и на немецкий, и на французский, и на английский
языки,— разумеется в таком случае, если эти сочинения заслуживают внимания
иностранцев».
«Если академическое
сочинение написано по-русски хорошо, то не беспокойтесь за его судьбу;
поверьте, что его переведут за границей. Но если оно не хорошо, то его не
станут читать, на каком бы языке вы его ни написали».
Эта пылкая атака газеты на немцев-академиков симптоматична не столько потому, что в ней много говорится о немцах, сколько вследствие того, что она ясно показывает замкнутость Петербургской Академии и ее оторванность от русской интеллигенции в середине прошлого века. Следствием этого было то, что передовая интеллигенция становилась все в более враждебную позицию по отношению к Академии наук. факт забаллотирования Менделеева в Академии вызвал целую общественную бурю, характерным выражением которой может служить статья академика Бутлерова, опубликованная в газете «Русь» 13 февраля 1882 г. Статья озаглавлена: «Русская или только императорская Академия наук в Санкт-Петербурге?» Кончается она следующим чрезвычайно резким выводом:
«Последствия нынешнего
положения Академии очевидны: интерес к делам Академии и симпатии к ней самой
вполне исчезли в русском обществе; почин в научных предприятиях сравнительно
редко принадлежит Академии, а сосредоточивается большей частью в разных ученых
обществах; на ученых международных конгрессах представителями русской науки
являются нередко не академики, а ученые, к Академии не принадлежащие; русские
ученые труды минуют издания Академии и появляются в свет другими путями.
Представляется, наконец, даже полная возможность спрашивать: полезна или вредна
для русской науки Академия в ее настоящем состоянии и виде?».
Такая резкая и во многом обоснованная критика, раздававшаяся к тому же из недр самой Академии, вынуждала к большим переменам. Этого же требовала и общая экономическая и политическая обстановка в России, создавшаяся в 80 и 90-х годах. Россия окончательно вступила на капиталистический путь. Это сказывалось в подъеме частной крупной промышленности и частного железнодорожного строительства. На очередь встал рабочий вопрос как один из основных вопросов внутренней социальной политики. Выразителем нового политического и экономического курса были министры Бунге и Витте. Рост влияния буржуазии в области науки и техники выразился в значительном усилении деятельности ученых обществ, таких, как Вольное экономическое и Русское техническое. На XIX съезде естествоиспытателей и врачей в 1894 г. было свыше 2000 участников, и Академия наук занимала там далеко не первое место. Стала расширяться сеть высшего технического образования, учреждались новые большие, хорошо оборудованные учебные институты, как политехнические в Петербурге и Томске. В первых рядах университетской науки стояли такие замечательные ученые, как Менделеев, Столетов, Тимирязев, Сеченов, которых Академия опасалась включить в свой состав.
В середине XIX в. Академия наук дальше всего отошла от тех особенностей, которые в положительную сторону отличали ее в XVIII в. В 60 и 70-е годы, в эпоху особенно сильного роста естествознания, техники и всей науки в России, Академия наук стала очень похожей на многие западноевропейские академии с их кастовостью, замкнутостью и малой эффективностью.
Процесс оживления Академии, переход на новые пути наметился лишь в конце XIX в.
Единственным начинанием, которое правительство систематически стало проводить в Академии в связи с новой политической и общественной обстановкой, была руссификация Академии. Но вместе с тем, независимо от правительства, сначала очень медленно, затем все с большим ускорением начался процесс глубокого изменения лица Академии наук, превращения ее из замкнутого учебного ведомства в национальный ученый центр. Это сказалось в изменении состава самой Академии, в улучшении ее институтов, лабораторий и музеев и в проведении некоторых крупных научных предприятий (например, создание больших геофизических учреждений и сети метеорологических станций по всей стране).
Академия начинает терять типичные черты привилегированного правительственного органа и в эпоху революции 1905 г. становится в ряде случаев в явную оппозицию правительству. Известная «Записка 342 ученых», опубликованная в газетах в 1905 г., содержала резкую критику правительственной политики в области просвещения народа. Среди подписавших эту записку с самого начала было 16 академиков, т. е. почти половина тогдашнего состава Академии. Конечно, эта оппозиция была еще очень робкой и нерешительной; Академия сразу отступала и подчинялась при малейшем правительственном окрике. Так случилось, например, при известных выборах Максима Горького в почетные члены Академии, когда по правительственному предложению эти выборы были аннулированы.
Новые веяния в Академии наук, понимание неудовлетворительности ее работы и поиски новых путей ясно обнаружились в эпоху первой мировой войны, когда по инициативе ряда академиков было создано своеобразное, невиданное ранее в Академии широкое учреждение, так называемая Комиссия естественных производительных сил России (КЕПС). Задачей этой Комиссии ставилось издание сводного труда, в который должны были войти обзоры состояния уже известных природных богатств страны, энергетических ресурсов, полезных ископаемых, растительных и животных богатств и обзор химических производств, основанных на использовании естественных богатств. Комиссия должна была взять на себя задачу разрешения многих специальных вопросов и изучение еще плохо исследованных и мало использованных природных объектов: горючих и благородных газов, месторождений соли, олова, свинцовых и цинковых руд. Намечалось также обнаружение и освоение способов добычи редких металлов — платины, магния, висмута, бария и т. д. В Комиссию, помимо академиков, вошли ученые и инженеры многих других сторонних научных учреждений и промышленности. В Комиссии поднимались большие организационные вопросы: о необходимости объединения научных сил, о создании сети исследовательских институтов, о подготовке средних технических кадров и т. д. Комиссия становилась академией внутри Академии. Весьма симптоматичным было привлечение к работе в Комиссии многих ученых извне. Академия явно стремилась покончить со своей изолированностью. Правда, работа КЕПС в 1915–1916 гг. протекала еще медленно, выпускались немногие книги и очерки по вопросам «естественных производительных сил», было. проведено несколько небольших экспедиций для изучения месторождений бокситов, глин, исландского шпата, никеля, запасов солей. Комиссия поставила некоторые исследования по отысканию методов получения железных сплавов, по использованию отработанных кислот, по получению металлического магния. При этом работа производилась главным образом не в Академии, а в других научных учреждениях.
Предреволюционные годы были временем общей неудовлетворенности той работой, которая шла в недрах Академии. Прогрессивная часть академиков с полной ясностью отдавала себе отчет в том, что Академия совершенно недостаточно помогала своей стране. Делались попытки пробить стену, отделявшую русскую передовую общественность от Академии и вернуться до известной степени к обычаям Академии первых десятилетий ее существования. Академия возвращается к популяризаторской деятельности. Примером этого может служить широкое празднование ломоносовского юбилея в 1911 г. и хорошее начинание по массовому изданию классиков русской литературы — Лермонтова, Грибоедова, Кольцова, Баратынского.
В тот исторический момент, когда разразилась гроза Великой Октябрьской социалистической революции, передовым людям, работавшим в Академии, стало уже совершенно ясно, что так дальше продолжаться не может, что Академия обязана резко изменить характер своей работы и оправдать занимаемое ею первое место в науке родной страны.
Для всей отечественной науки Октябрьская революция положила начало совершенно новой эпохи, главная особенность которой состояла в том, что наука становилась важнейшим государственным и народным делом. Если для Петра I государственное значение науки было очевидным, то его преемники на русском престоле рассматривали науку в лучшем случае как некоторую неизбежную, но мало значительную деталь государственной машины. Государство требовало от Академии наук некоторой консультационной деятельности, участия в подготовке научных кадров, а также внешней парадности, но очень мало интересовалось исследовательской деятельностью Академии. Научное исследование оставалось личным, частным делом каждого ученого или академической коллегии. Все время возраставший интерес к науке, особенно во второй половине XIX в., был исключительно общественным, а не государственным, не правительственным. Весьма симптоматичным в этом отношении было сосредоточение научной активности в добровольных ученых обществах, в частных высших учебных заведениях и даже в частных научно-исследовательских институтах, которые стали создаваться незадолго до революции в Москве и Петербурге.
Для большевистской партии и молодого советского государства наука стала необходимой опорой. Само новое государство должно было строиться на научной основе великого социального учения марксизма-ленинизма. Развитие отечественной науки и техники, рост научных кадров были условием успеха предстоявшей индустриализации страны, подъема сельского хозяйства и военной мощи.
Советское правительство сразу раскрыло перед русскими учеными совершенно невиданные ранее перспективы и масштабы научной работы. Для победившей революции была ценна всякая научная инициатива, был дорог каждый ученый, старый и молодой, выдающийся и начинающий. Советское правительство с первых же месяцев щедрой рукой оказывало помощь научно-организационным начинаниям. Замечательным результатом этой щедрости и широты было создание в первые же годы советской власти большого числа новых исследовательских институтов в разнообразных областях знаний и техники. Развилась особая, ранее почти не известная в России форма организации научной работы. До революции наука культивировалась в Академии, в высших школах и ученых обществах. В первые революционные годы центр тяжести научного исследования переместился в специальные институты, состоявшие при различных наркоматах и ведомствах. Таким путем возникал Физический институт в Москве, Государственный оптический институт в Ленинграде, Центральный геологоразведочный институт, Ленинградский физико-технический институт, Центральный аэрогидродинамический институт в Москве, Всесоюзный электротехнический институт, Институт растениеводства и другие обширные научные учреждения по разным областям знаний. Институты оборудовались с невиданным ранее богатством и быстро вырастали в действенные источники научного прогресса. Они стали притягательным центром для молодежи, кончавшей высшие школы и шедшей в дореволюционное время в основной массе своей на производство и на преподавательскую работу. Исследовательские институты сделались, таким образом, очень важным и эффективным местом подготовки молодых ученых. Если просмотреть ряды советских ученых наших дней, занимающих руководящее положение в науке, то среди них значительное большинство окажется принадлежащим к кадрам, подготовленным в первые революционные годы.
В первые месяцы советской власти старая Академия еще не понимала всей широты и глубины происшедшей перемены и ее значения для дальнейшего роста науки. Между тем Советское правительство относилось к Академии с особым вниманием, большим, чем к другим научным учреждениям, доставшимся Советской стране в наследство от дореволюционной России. Когда В. И. Ленин узнал о систематическом изучении естественных производительных сил в России, начавшемся в Академии накануне революции, он набросал свой известный план научно-технических работ, в котором указывал, что Высший Совет Народного Хозяйства должен немедленно дать Академии наук ряд поручений экономического и технического характера. Совет Народных Комиссаров на заседании 12 апреля 1918 г. постановил: «Принципиально признать необходимость финансирования соответственных работ Академии и указать ей как важную и неотложную задачу систематическое разрешение проблем правильного распределения в стране промышленности и наиболее рациональное использование ее хозяйственных сил». Эти указания правительства побудили Академию наук к пересмотру ее работы. Из небольших секций Комиссии естественных производительных сил стали вырастать новые институты и в самой Академии и вне ее. Так возникли Институт физико-химического анализа, Государственный радиевый институт, Физико-математический институт и другие. Эти институты имели во многих случаях вполне определенное направление работы, связанное с конкретными задачами техники для использования естественных богатств. В трудное время гражданской войны Академия наук организовала большую экспедицию по исследованию Курской магнитной аномалии, за ходом работ которой с большим вниманием следил В. И. Ленин. Новая струя в жизни Академии захватила все отрасли знания, в ней сосредоточенные, — математику, физику, химию, геологию, астрономию, биологические науки, языкознание.
Такое оживление работы Академии в это время вовсе не было исключительным. С поразительным подъемом развивалась вся советская наука — в высших школах, в новых специальных институтах. Академия наук утрачивала свое монопольное положение еще в большей степени, чем в XIX в. и в предреволюционные годы. Академия, несомненно, была нужна советскому государству, но не менее нужны были также и другие научные учреждения, начавшие охватывать все отрасли государственной жизни. По мере дальнейшего роста Академии стал вопрос о ее месте и роли в общей разраставшейся научно-исследовательской сети Советского Союза.
Партия и правительство с первых же месяцев советской власти всемерно помогали Академии в ее научных начинаниях и в поисках новых организационных форм. Ряд важных правительственных постановлений вполне определил положение Академии в Советском Союзе.
27 июля 1925 г. Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановили признать Российскую Академию наук высшим научным учреждением СССР. Это правительственное постановление выделяло Академию из всей сети научных учреждений и разраставшейся научной армии страны и вместе с тем ставило перед ней новые большие и важные задачи. В своей речи на юбилее Академии наук 5 сентября 1925 г. М. И. Калинин высказал пожелание 200-летнему юбиляру: «Теснее связаться с революционными массами народа, оттуда черпать творческие соки и туда возвращать результаты побед человеческого разума над силами природы». «С сегодняшнего дня, — говорил Михаил Иванович, — наша Академия наук становится не только Российской, но и Общесоюзной и должна концентрировать творчество всех народов, населяющих Советский Союз. Я не сомневаюсь, что Академия наук Советского Союза займет подобающее место в строительстве нового общества, обеспечивающего действительное братство, братство народов в строительстве коммунизма». 1929 год, ставший, по известному определению товарища Сталина, «годом великого перелома на всех фронтах социалистического строительства», был переломным годом и в истории Академии.
Во время новых, невиданных ранее по масштабу выборов в Академию широко влились новые силы, новая советская наука и техника в лице советских ученых и инженеров, проявивших свои знания и таланты на поприще социалистического строительства.
14 декабря 1923 г. Центральный Исполнительный Комитет СССР принял постановление о передаче Академии наук в ведение Совета Народных Комиссаров СССР в целях достижения более полной связи работы Академии наук СССР с практикой социалистического строительства и для установления планомерного и тесного сотрудничества Академии наук с народными комиссариатами и Государственной плановой комиссией.
Конкретизацией этого важнейшего для развития Академии решения было новое постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 25 апреля 1934 г. о переводе Академии наук СССР в Москву. Перевод Академии в Москву означал решительное изменение в работе Академии, в ее объеме и задачах. В Москве она быстро стала превращаться в действенный огромный центр советской науки. Выражением этого было, в частности, слияние Коммунистической академии с Академией наук СССР. Это слияние означало появление в Академии, впервые в ее истории, целого ряда общественных наук — философии, экономики, права, ранее в ней не представленных.
23 ноября 1935 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил новый устав Академии наук СССР, в котором определялись основные задачи Академии и ее место в общей сети научных учреждений страны. «Академия наук Союза ССР, — гласит пункт 1-й устава, — является высшим научным учреждением СССР, объединяющим наиболее выдающихся ученых страны». По пункту 2-му устава «основной задачей Академии наук является всемерное содействие общему подъему теоретических, а также прикладных наук в СССР, изучение и развитие достижений мировой научной мысли. В основу своей работы Академия наук полагает планомерное использование научных достижений для содействия строительству нового социалистического бесклассового общества». Пункт 3-й устава определяет характер работы Академии. По этому пункту Академия наук: «а) сосредоточивает свою работу на крупнейших ведущих проблемах науки во всех ее отраслях; б) изучает природные богатства и производительные силы страны, а также культурные и экономические достижения человечества и содействует их своевременному и рациональному использованию; в) содействует повышению квалификации научных работников СССР; г) обслуживает высшие правительственные органы СССР организацией научной экспертизы».
Перечисленные постановления и все время возраставшее внимание Коммунистической партии и Правительства и их огромная помощь позволили Академии в быстрый срок измениться глубоко и по существу. Старая Академия с ничтожным количеством исследовательских учреждений и с довольно большим числом музеев и архивов превращалась из года в год в громадную ассоциацию специальных научно-исследовательских институтов с хорошим оборудованием и большими кадрами выдающихся специалистов. Состав Академии был несколько раз (в 1929 г., в 1932 г. и т. д.) пополнен большим числом выдающихся ученых, работавших ранее в других учреждениях и ведомствах.
В новых условиях Советская страна выделила в Академию обширные кадры выдающихся специалистов, выросших и подготовленных на родной почве. Таким образом, Академия, в течение веков остававшаяся во многом чуждой в своей стране, теснейшим образом связалась с нею. Руководящие кадры стекаются в Академию со всего Советского Союза, из всех его республик, из всей сети научных учреждений. Академия тем самым поднялась и количественно и качественно и стала действительным, а не только по уставу высшим научным учреждением своей страны.
Государственный характер советской Академии наук выразился с особенной четкостью в составлении планов научной работы, которые Академия представляет на утверждение Правительства, так же как и отчеты о своей работе. Деятельность Академии посредством плана стала концентрироваться на очередных больших задачах, стоявших перед социалистическим строительством. В планах Академии нашли свое отражение требования промышленности и сельского хозяйства в эпоху пятилеток.
Положение Академии наук как высшего научного учреждения Советской страны определилось не только характером ее работы, сосредоточенной на крупнейших проблемах науки, но также и ее ролью в координации научно-технической деятельности прочих исследовательских учреждений Советского Союза и промышленности. Сессии Академии наук СССР по многих случаях превратились во всесоюзные научные съезды по определенным вопросам. Таковы были выездные сессии Академии в 1932 г. на Урале и в Кузбассе, мартовская сессия 1936 г., посвященная вопросам организации научного исследования в области физики, и т. д. Академия стала организатором огромного числа специальных конференций и совещаний по важным очередным вопросам науки и техники, на которые со всех концов Советского Союза собирались ученые и инженеры, работающие в различных учреждениях и ведомствах. Эта сторона деятельности Академии позволила ей установить реальные, живые связи со всеми научно-техническими силами страны и с промышленностью и во много раз усилить эффективность своей работы. Все шире и чаще стала практиковаться кооперация научной работы Академии с работой отраслевых институтов, высших школ и заводов. Академия с каждым годом становится все более действенным центром большой научной армии, выросшей у нас на родине за советские годы.
В XVIII в. Академия была единственным источником науки. В XIX в. вне Академии выросла большая научная сила, но царская Академия не сумела установить с ней нормальные деловые связи; Академия изолировалась и стала терять свое значение. Только советская власть, постоянное внимание и заботы Партии и Правительства влили новые силы в Академию, подняли ее на новую, ранее невиданную высоту. Советская Академия установила тесные деловые связи со всей остальной советской наукой.
Огромным испытанием для Академии наук, как и для всей нашей страны, была Великая Отечественная война. В условиях эвакуации, в условиях, когда многие ученые в порыве патриотического энтузиазма покинули институты и лаборатории и пошли на фронт для непосредственной борьбы с заклятым врагом, Академия наук с полным напряжением сил продолжала свою работу, полностью направленную на удовлетворение запросов фронта и оборонной промышленности,
Среди огромных забот и тревог военного времени Партия и Правительство постоянно помнили об Академии, помогая ей во всем и давая ей руководящие указания.
Помощь Академии наук СССР Советской Армии и оборонной промышленности выразилась в решении бесчисленных малых и больших научных и технических задач, выдвигавшихся перед нею в разных областях знания. В великой победе Советской Армии над врагом была и доля участия советских ученых.
16 июня 1945 г. Совет Народных Комиссаров СССР и Центральный Комитет ВКП (б) в своем приветствии Академии наук СССР по поводу ее 220-летия писали: «В дни войны советские ученые вели успешную работу, помогая своим трудом фронту и народному хозяйству нашей страны. Советские ученые внесли ценный вклад в дело разгрома врага».
Наступившая после великой победы мирная пора и период восстановления потребовали от науки, и прежде всего от Академии наук, новой мобилизации, нового сосредоточения ее сил. Для советских ученых программой действия сделалась задача — в ближайшее время превзойти своей работой достижения зарубежных стран.
Советская Академия давно перестала жить изолированно. Посредством своих многочисленных филиалов и баз, при помощи подготовленных ею новых самостоятельных академий в ряде советских республик, Академия наук оказывает непосредственное влияние на громадную научно-исследовательскую ассоциацию, учреждения которой расположены по всему Советскому Союзу, от Сахалина до Закавказья и Средней Азии. Вместе с тем Академия поддерживает конкретную деловую связь с отраслевыми институтами и промышленностью. Таким образом, она действительно в значительной мере руководит всей советской наукой и техникой. Но она не просто организует научные учреждения, она ими руководит и им помогает. Такой стала старая Академия в новых, живых творческих советских условиях, когда рухнули стены, отделявшие ее от страны, и весь народ стал судьей, ценителем и потребителем ее научных достижений.
Оглядываясь на длинный путь развития нашей Академии, мы видим, что в самом начале ее истории она была поставлена на службу тогдашнему государству, и в тех трудных условиях, в которых она находилась, она выполняла эту задачу.
Несколько скрашивая положение Академии в XVIII в., ее можно назвать Ломоносовской Академией. Ломоносов был лучшим, гениальным выразителем существа, задач и достижений этой Академии. В XIX в. Академия перестала быть Ломоносовской; она во многом оторвалась от своей страны, превратившись в кастовое учреждение, в отдельных случаях противостоявшее передовой науке. Победа Великой Октябрьской социалистической революции вдохнула новую жизнь в старую Академию, придала ей новый смысл и значение, связала ее, наконец, неразрывными узами с народом. История советского периода Академии ясно показывает ее дальнейшие пути. Вместе со всем народом, под руководством Партии и Правительства наша Академия пойдет и дальше по твердой, прямой дороге, проложенной Октябрьской революцией, к коммунистическому обществу с его широчайшей культурой и наукой, составляющей достояние всего народа и полностью направленной на службу народу.
Источник:
С.И.Вавилов. Собрание сочинений. Т.3,
М.:
Изд-во АН СССР, 1956, с.798-816.
Первоначальная публикация в кн. «Вопросы истории отечественной науки.
Общее собрание АН СССР 5-11 января 1949 г.». Изд-во АН СССР, М.-Л., 1949.
[1] Вероятно,
речь идет об академике А. А. Кунике, избранном в
качестве адъюнкта 5 октября 1844 г.
после смерти Круга.
[2] Профессор
Военно-медицинской академии Н. М. Якубович, впоследствии
избранный адъюнктом Академии наук. Эпизод с Якубовичем подробно изложен в книге
X. С. Коштоянца «Очерки по
истории физиологии в России», стр. 170 и cл.